Театральные вузы Москвы… Их — если не бесчисленное множество, то, по крайней мере, очень много. Так куда пойти учиться? Ответам на этот животрепещущий для абитуриентов вопрос и посвящена настоящая статья.
Еще пару десятилетий тому назад с ведущими театральными вузами Москвы было все более или менее понятно: ГИТИС, Щукинское училище, Щепкинское училище, МХ(А)Т, ВГИК, возможно, еще пара-тройка названий. Но в последние годы ситуация сильно изменилась. И перечисленные выше театральные вузы Москвы — уже давно не «топы». Точнее, не совсем «топы». Почему?
Итак. Давайте не путать «бренд» и качество образования. Качество образования упало везде, к сожалению. Старое и заслуженное поколение постепенно сходит на нет, а талантливая молодежь (за редким исключением) так и остается в статусе «подающей надежды». По крайней мере, пока. В создавшейся ситуации можно назвать лишь нескольких действительно сильных театральных педагогов, работающих сейчас, и если Вы к ним каким-то образом присоединитесь (не важно, в рамках традиционного курса театральных вузов Москвы или России ли, мастер-класса или как-то еще) — то это несомненно станет Вашей большой творческой удачей. Итак, это:
- Сергей Васильевич Женовач (ученик Петра Наумовича Фоменко и художественный руководитель «Студии театрального искусства» (СТИ)). Сказать, что Женовач — человек весьма известный — будет, наверно, преувеличением: театральная Москва знает и более раскрученных персонажей из сферы театра и кино. Но знайте: что Женовач, наверно, лучший режиссер и педагог театра сейчас; и многие те, кто действительно интересуется событиями московской театральной жизни — это знают.
Женовач создал свой театр на базе собственного курса в ГИТИСе, перенеся в СТИ свои наиболее брендовые курсовые спектакли; некоторые из них играются и ныне. Отметим также выдающуюся скромность мастера — после спектаклей стоять где-то далеко в сторонке и мило поглядывать на проходящую мимо публику. И это совсем не кокетство.
- Герман Петрович Сидаков (ученик Петра Наумовича Фоменко, создатель и художественный руководитель «Школы драмы» собственного имени). К слову сказать, Фоменко умел каким-то непостижимым образом делать из своих учеников «звезд». И не пропиаренных современным ТВ и прочими СМИ, а реальных, которые впоследствии открывают свои школы или курсы, создают целые театральные направления. Вот и Сидаков предпочел преподаванию в своей «альма-матер» — РАТИ — создание своего кино и театрального направления — краткосрочные курсы повышения квалификации для актеров и режиссеров театра и кино. Основной «фишкой» которых является система комплексного обучения — театру и кино как бы «в одном флаконе».
Но основной вопрос — не только в системе, сколько — в человеке. Школа Сидакова считается (и уже много лет) — одной из лучших в своей нише. И думаем, что будет оставаться такой и впредь.
- Вячеслав Всеволодович Кокорин. Кокорин не имеет особого отношения к РАТИ и вообще — к московской театральной жизни (хотя в 1974-75 гг. проходил обучение на высших режиссерских курсах, которые вел легендарный А.А. Гончаров). Педагогика Кокорина строится, в основном, на актерском методе Михаила Чехова, коим он владеет блистательно. И когда мастер приезжает в Москву (а он бывает там для чтения лекций или проведения мастер-классов) — все, «кому нужно» — об этом знают.
Но дело не столько в «сарафанном радио». Среди его регалий — неоднократное присуждение премии «Золотой маски», признание его в качестве лучшего театрального педагога (премия имени Станиславского). Ныне Кокорин — художественных руководитель Нижегородского ТЮЗа. Очень надеемся, что его визиты в Москву в этой связи — не прекратятся.
- Олег Львович Кудряшов (ученик М.О. Кнебель, один из старейших педагогов театральных мастерских РАТИ). Именем Кудряшова не пестрят газеты, о нем не упоминает и ТВ. К сожалению, СМИ нынче «продвигают» других героев, а зря. Ибо О.Л. Кудряшов — один из немногих педагогов РАТИ, создающий такие творческие коллективы и такую атмосферу внутри, что ребята, даже после выпуска — играют свои курсовые спектакли, дружат, прогрессируют, становятся заметными личностями в театре и кино. Хотя — что мы говорим? Не — «заметными личностями». Они становятся просто — самостоятельными творческими личностями.
И в этом — заслуга их педагога — на 200%.
- Евгений Борисович Каменькович (ученик В.А. Андреева и А.А. Гончарова, один из педагогов курса П.Н. Фоменко и С.В. Женовача в РАТИ). После ухода П.Н. Фоменко назначен художественным руководителем театра «Мастерская Петра Фоменко». Неоднократный номинант на «Золотую маску» и премию Станиславского.
Конечно, маловероятно, что Вы окажетесь рядом с НИМИ (в партнерстве, соратничестве или в обучении). Но — чем черт не шутит, как говорится. Все может быть в этой жизни. Однако, помните — цель Вашей театральной жизни — это не «театральные вузы Москвы», а обучение у мастеров. Постарайтесь понять это. И — успехов:))
Ваша, «Вертикаль»
P.S.: а если захотите присоединиться к нам — Вам сюда.