Немного о предмете «театральная педагогика»
Поговорим о том, что такое театральная педагогика, и как используются ее элементы при обучении в нашей театральной школе. Итак, обычно считается, что театральная педагогика — это педагогика в области театрального искусства. Это обособленная система образования, целью которой является, прежде всего, создание профессионалов в области театра. Но только театра ли?
Театральная педагогика сейчас — не только комплекс методов для создания профессионалов в мире театра, но и методы (инструменты) для достижения современным человеком определенных задач. Задачи могут быть самые разные: от снятия физических зажимов (блоков), до развития навыков, например, ораторского искусства. Театральная педагогика сейчас — это школа для ЛЮДЕЙ, в первую очередь. А уж потом — для профессионалов. Ибо мы не ставим целью создание только профессионалов. Мы ставим целью создание универсальных систем достижения целей, в зависимости от самих целей.
«Эххх — ну, вы и загнули», — скажет кто-то, — «Все ставят».
Все. Да не все. Мы поясним.
Существует много театральных систем образования. Однако, все системы, известные нам, так или иначе — включают в себя тренинг (упражнения) на следующие основные элементы:
- внимание,
- воображение,
- действие и/или взаимодействие,
- чувствование («гимнастика чувств»),
- техники (технологии, способы) воздействия.
Чередование (комбинирование) этих элементов зависит от целей. Например, человеку, занимающемуся ораторским искусством, — нет смысла тренировать воображение, но он должен в совершенстве владеть вниманием, действием и техниками воздействия. Кстати, то, что мы разделяем «действие» и «техники воздействия» в данной статье — есть небольшой обман, так как само по себе действие есть одна из техник воздействия. Но мы разделяем их потому, что, например, «действие» по К.С. Станиславскому — не есть то же самое, что по М.А. Чехову. И не совсем то, что, например, по В.Э. Мейерхольду. Поэтому, мы на всякий случай, дублируем эти понятия, чтобы изложенная нами схема была наиболее универсальной. Хотя — ничто не вечно под луной.
Так вот. Если, например, Вы хотите поступать в театральный вуз — то Вам нужны все пять элементов. Но качественно натренировать все эти элементы в короткий срок — занятие неблагодарное и малоисполнимое. Значит, необходимо брать отдельные, наиболее действенные упражнения, которые смогут дать эффект в короткий срок. То есть, происходит выборка отдельных техник (упражнений) из числа тех элементов, что указаны выше. При этом, выборка происходит, в зависимости от того, где у человека проблемные зоны.
И еще одно очень важное уточнение. Любая техника подготовки человека для решения его задач направлена на то, чтобы усилить его выразительность (заразительность), через которую происходит ВОЗДЕЙСТВИЕ. Запомните: кроме Вас на сцене (на площадке, в студии) — никого нет. Слушают не текст, что Вы произносите. Слушают Вас. От исполнения зависит успех, а не от текста. Те, кто занимается в нашей театральной школе, со временем усиливают собственную заразительность и выразительность, через которые достижение целей становится — проще.
Нет, не так. Достижение целей — просто становится ДОСТИЖЕНИЕМ. Так будет правильнее.