Несколько строк о том, что такое театр антрепризы, и является ли Театр-студия «Вертикаль» таковым.
Нас многие спрашивают, что по формату есть Театр-студия «Вертикаль«? Мы себя позиционируем, как современный русский театр, в котором — слово «современный» первично, а «театр» — вторично. Да, это так. Ибо сейчас понятие «театр», к сожалению, сужает рамки современности. И формирует неправильное понимание, что же такое современный театр.
Мы поясним. Многие думают, что нынешние театры — все современные. Ну, или почти все. Но что такое современность? Возможно, Вы будете удивлены ответом на этот вопрос, но современность сейчас — эти стилизация старого. Это возрождение духа старого. Но не возрождение его формы. Короче, дух должен быть старый. Но формат — настоящий.
Что такое «настоящий формат»? Это длительность, во-первых. Современный спектакль (по нашему мнению) не должен быть длиннее 90 минут. Ну, или ста минут. Почему? Потому что время сейчас стало сильно быстрое. Сжатое. Люди живут сжатой жизнью. И абсолютно нет истории, которую нельзя было бы уложить в 100 минут. Ибо все остальное — от лукового.
Ибо есть такое понятие: «цена на билет театрального спектакля». Эту цену нужно оправдать. Обычно традиционные (репертуарные) театры так и делают. Чтобы оправдать цену за билет — нужно раздуть время спектакля. Чтобы было понятно: «смотрите, как мы расстарались, сколько всего сделали». А взгляни вглубь — и там пустота.
Но — положа руку на сердце — Вы действительно думаете, что все то время, что длится спектакль — оправданно для лучшего восприятия? Думается, что нет. Порой, хочется, чтобы сцена уже закончилась. А она все идет и идет.
Понимаете, в чем собака порылась… Чтобы сохранять длинноту сцены — нужно оправдывать ее время. А значит, нужно делать ее максимально насыщенной по смыслу и по выразительности. Время длинных пьес и длинных спектаклей — уходит в прошлое. А работать, по большому счету, никто не любит. Это сложный и неблагодарный труд. Его подчас не видно. И он не оплачивается, и не вознаграждается ничем. А работать без вознаграждения (явного) хотят не многие. И прибыльно это. И не статусно.
Второе. «Настоящий» формат — это отсутствие банально-бытовых (примитивных) ходов. Отсутствие мата и юмора ниже пояса. Думаю, это пояснять не надо. Театр с нецензурной лексикой — это не театр. Это быдло-ферма.
Третье. Вот смотришь некоторые спектакли и понимаешь, что ВНУТРИ НИХ НИЧЕГО НЕТ. Не закладывается ничего по мысли, хоть ты тресни. Как написано, так и играется. Нужен ход, как сделать более глубоким и чувственным то, что написано в пьесе. Но не зайти за грань театрального вкуса. И не подменять подлинный смысл красивой картинкой. Или эпатажной картинкой. Театр не терпит подмены понятий. Она сразу же проявляется. И становится сразу ясно, что это ПОДМЕНА. Мы живем во время театральных подмен, к сожалению.
Ну, и последнее. Важно всегда будоражить в себе материал. Всегда стараться репетировать его с чистого листа. Бывает так, что спектакль, вроде, на ходу. И все. Его катают. Все уже давно забыли, про что эта история, зачем мы ее играем. Остается театральный АВТОМАТ. Нужно и важно разрыхливать в себе материал, отыскивать в себе его смысл и каждый раз пытаться понять, ДЛЯ ЧЕГО все. И это самое главное.
Нужно уметь не лениться. А ленность и инертность — главные враги современного спектакля. И они поразили многие театры. И театр антрепризы тут не исключение. К сожалению.
А жаль. Ибо сейчас — момент, когда театр антрепризы может и должен стать тем маяком, к которому может устремиться вся русская театральная школа.