Многие молодые (и не очень) люди мечтают поступить на режиссерский. Что ж, это их право. В настоящей статье мы расскажем, как лучше всего поступить на режиссерский. И что для этого нужно.
Прежде всего, чтобы поступить на режиссерский — нужно знать предметы, которые туда сдают. Мы сейчас говорим о режиссерских факультетах театральных вузов, хотя и в творческих экзаменах в кино-вузах есть аналогичные требования (хотя и не все). Итак:
- режиссеры вместе с актерами проходят все туры. Что такое туры, что на них нужно показывать и рассказывать, и в чем их специфика — мы тут рассказывать не будем, все очень подробно написано тут. Мы же двинемся дальше.
- режиссеры наравне с актерами сдают те общеобразовательные предметы, которые нужно сдать. Это русский язык и литература (сочинение).
На этом сходства требований, которые предъявляются к будущим актерам и режиссерам при поступлении, — заканчиваются. Далее начинаются различия. И вот это — самое интересное.
Во-первых, при вступительных театральных турах потенциальным режиссерам не только даются задания по актерскому мастерству. Как бы ни так! После того, как режиссер в поте лица выполнил необходимую чтецкую актерскую программу, показал «ежиков и носорогов» (да-да, и такие задания во вступительных турах не редкость), спел и сплясал, а также рассказал басню на китайском языке (язык, конечно, вымышленный: тут проверяется фантазия поступающего) — ему дадут задание: сделать с кем-то из абитуриентов-актеров сценку или этюд. И бедный режиссер отправляется ее делать.
Этюд — это небольшая сценка из жизни. На ее подготовку режиссеру дается примерно полчаса. В это время режиссер, мало того, что должен все придумать, но должен также и отрепетировать этюд с незнакомыми ему «героями». В этом проявляются не только режиссерская фантазия и смекалка, но также и организаторские способности, столь необходимые в режиссерской профессии, и умение находить общий язык с разными актерами, и умение донести до них режиссерскую идею.
В некоторых случаях педагоги театральных вузов могут ограничиться просмотром одного такого этюда. В других случаях — могут попросить их сделать два или даже три. И ничего тут не попишешь. Приходится делать!
Еще одним заданием для будущих режиссеров является режиссерская экспликация. Это описание режиссерского плана постановки той или иной пьесы. В ней обычно анализируется тема, идея и сверхзадача спектакля, определяется событийный ряд, дается анализ необходимых выразительных средств. После ее прочтения должно быть понятно, почему режиссер решил выбрать для постановки ту или иную пьесу, какую важную мысль (идею) он хочет выразить (донести) через данный материал, как именно (через что) он собирается ее выражать.
Также режиссера могут попросить сделать макет будущего спектакля. Этот макет создается из картона с наклеенными (приклеенными) на него фигурками объектов, предметов и людей. В данном задании проверяется образное мышление будущего режиссера, его чувство композиции, его умение мыслить сценически. Конечно, в современном театре фунция создания макета спектакля принадлежит художнику-сценографу. Но сценограф делает макеты и эскизы будущего спектакля только в сотрудничестве с режиссером, который предварительно поясняет ему, как должен выглядеть театральный спектакль. И образное мышление вкупе с навыками создания образа будущего спектакля для потенциального режиссера просто необходимы.
Коллоквиум, который проходят все, кто остался в списках возможных студентов после третьего тура прослушивания в театральные вузы, для режиссеров тоже — особенный. На нем педагоги творческих вузов интересуются, какие творческие идеи (помимо той, что определена в экспликации) есть у будущего режиссера, какие авторы и театральные концепции ему близки, в чем он видит задачу своего творчества, и, наконец, почему он решил заняться режиссурой. Могут также прозвучать и вопросы личного характера.
И напоследок. Для театрального режиссера важна одна вещь, которую не выучишь как текст и не купишь за деньги. Это жизненный опыт. Поэтому поступить на режиссерский желательно в не совсем юном возрасте. Впрочем — истинный талант возраста не имеет. Известны случаи, когда и совсем молодые парни и девушки проходили режиссерские «университеты» весьма успешно. Так что — каждый случай уникален.
А еще подготовиться для поступления на режиссерский факультет можно — тут.
Успехов!
Ваша, «Вертикаль»