Периодически я езжу на фестиваль театров малых городов. Этот фестиваль одно время проходил в Лысьвенском театре драмы им. Анатолия Савина, а театр этот мне не чужой. В нем состоялся мой спектакль «Ночь Гельвера», который я поставил в 2009 году, а в 2010 году получил за него награду от Пермского комитета по культуре за «лучшую театральную работу» (на фото, кстати, сцена из спектакля). Но не будем обо мне, а будем лучше о фестивале. Или даже не так. Не о фестивале, а о некоторых людях фестиваля.
Как я уже сказал, одно время он проходил в Лысьве. И в то же самое время там был я. Свои ощущения от фестиваля я описал тут. А пока — продолжу.
Итак, 2012 год. Начало лета. Я приехал в Лысьву на фестиваль театров малых городов поздно вечером. Очень поздно. Меня встретили сопроводили в какую-то мини-гостиницу. Чтобы утром рано забрать на автобусе — меня и других гостей фестиваля — коих было много. Выходя из отеля, я увидел в фойе Олега Семеновича Лоевского, окруженного устроителями фестиваля и просто известными людьми. Олег Семенович — очень известный критик, эксперт театральной премии «Золотая маска», драматург, киносценарист, еще много кто. В общем, глыба. Его авторитет — безусловен, его мнение — бесценно. С Лоевским меня связывает давняя история, но он об этом, скорее всего, уже не помнит. А я знаю. Точнее, помню.
2009 год. Только что завершился конкурс театральной читки в той же Лысьве. «Читки» — это такие эскизы театральных спектаклей, когда на каждую пьесу дается 3-4 дня, и ты должен из пьесы сделать спектакль. С декорациями, с актерами, которые держат тексты ролей в руках и изредка в них подглядывают. Конечно, такие спектакли нередко получаются «сырыми», так как за указанный срок нельзя сделать что-то совсем уж путное. Но театральные читки создаются не за тем, чтобы из пьесы сделать «конфетку». А за тем, чтобы директоры театров посмотрели на все и решили, хотят ли, чтобы у них в театре состоялся тот или иной спектакль. Если – да – режиссеру дается время, чтобы довести изначальную задумку, что называется, «до ума». Ну, а если нет…
Так вот, в тот год я попал на «читки» прямо из Тольятти — где выпускал свой дипломный спектакль «Правда, мы будем всегда…». Меня рекомендовал Михаил Николаевич Чумаченко — на тот момент главный режиссер театра «Колесо» (Тольятти) и декан режиссерского факультета ГИТИС. Я уж не знаю, о чем они там с Лоевским говорили, но после премьеры я узнал, что Лоевский меня ищет. Я приехал в «Колесо» в начале марта, когда лежал снег, и вернулся оттуда лишь в мае. И сразу же — «с корабля на бал» — Лысьва.
Это были ни с чем не сравнимое время. Мы делали читку «Ночи Гельвера» с ведущими молодыми актерами театра – Игорем Безматерных и Наташей Мироновой. Познакомились там же. Так вот, в это время в рамках программы «Молодая режиссура и современный театр» в Лысьве был Лоевский с еще одной театральной критикессой. Надо сказать, что одно время «театральные читки», проводимые в разных городах России, как-то необычно котировались, для их просмотра привлекались люди с «громкими» именами. Потом интерес как-то подугас. Но а тогда…
Мы сделали читку, и разбор проводил Лоевский. Мы сидели на сцене. Я и актеры. Лоевский как-то необычно тепло отнесся к нашей работе, я был немало удивлен. Потом мы пересекались уже на других работах (а я ходил смотреть практически все). Лоевский всегда обладал какой-то поразительной магнетикой, с ним просто хотелось находиться рядом, впитывать его мысли, замечания, слушать его истории. Для чего я это пишу? Сейчас узнаете.
Перенесемся уже в 2012 год. И я – на фестивале театров малых городов в Лысьве. Выхожу утром из отеля, а там стоит… он. Я как-то оробел, но поздоровался и улыбнулся. Не знаю, узнал ли меня Лоевский. Но виду не подал. Просто посмотрел. Надо сказать, что никогда не знаешь точно, КУДА ИМЕННО смотрит Лоевский, так как у него легкое косоглазие. И такой долгий взгляд, не моргая. Такое ощущение, что он смотрит как бы внутрь тебя. Так и тогда. Лоевский посмотрел «внутрь» меня. А я не решился подойти. Помимо Лоевского на том фестивале присутствовали многие известные люди: Эдуард Бояков (театр «Практика»), Евгений Миронов (театр Наций), Татьяна Догилева (которую, думаю, представлять специально не надо, впрочем, как и Миронова).
Фестиваль театров малых городов в Лысьве длился три дня, и на третий день вечером Лоевский уже уезжал. После фестиваля было застолье.
Я вышел из зала, где проводился фуршет, и буквально натолкнулся на Лоевского, который как раз-таки заходил. Я уж не помню, что я ему сказал. Но помню, что он мне ответил. Как ни странно, он сказал мне очень теплые слова, которые я тут приводить не буду, это очень личное. Но вот одну его фразу я приведу целиком. «У Вас будет очень непростой путь, какой-то свой, особенный. Очень особенный путь…», — вот что сказал мне Лоевский. Я тогда не очень понял, про что он говорит. И лишь теперь понимаю.
Помню, как на фуршете, где-то в уголке стоял Евгений Миронов с бокалом вина – совершенно один. Я хотел к нему подойти. Но почему-то не подошел. Потом Миронова я уже не видел. Возможно, это был шанс познакомиться и с ним. А я этот шанс не использовал. Кто знает, познакомься я тогда с Мироновым – и моя жизнь могла бы повернуться совсем в другую сторону. Но я не жалею ни о чем. Хотя почему-то помню.
Еще помню, как Миронов со сцены поразительно и тонко рассказывал, как работал над ролью Князя Мышкина. Он очень скромный и симпатичный человек. И его рассказ нашел во мне отклик. И мне очень радостно и приятно, что как-то раз (и даже не единожды) я соприкоснулся с такими людьми – Олегом Семеновичем Лоевским, Евгением Витальевичем Мироновым. И даже один из них сказал мне такие важные слова.
Мне странным образом запомнился еще один человек, с которым я соприкоснулся в 2006 году – тоже в театре, но уже в Екатеринбурге. Это Вячеслав Всеволодович Кокорин. Но это уже немного другая история. И Фестиваль театров малых городов тут совершенно ни при чем. Расскажу об этой встрече обязательно, но чуть позже.
Искренне Ваш,
Александр Баринов